Другие новости
» VIII открытый республиканский генеалогический конкурса научно-исследовательских работ на тему: «Мои предки - защитники Отечества. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне».
» В Салавате стартует прием заявок на городской конкурс "Доброволец года - 2024".
» Юные знатоки права
» О работе приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан
» Салават присоединится к Всероссийской акции «Ночь музеев – 2024»
» Салаватцев приглашают принять участие в легкоатлетической эстафете, посвящённой празднованию 79-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
» Расскажите, что волнует. Сообщите о любой проблеме и получите ответ от органов власти
Органы власти
Федеральное Cобрание Российской Федерации
Изменения в законодательстве
Послания
Библиотека депутата
Стоит ли терпеть обман?
Народ становится более зубастым — такой вывод напрашивается при знакомстве с данными работы Управления Роспотребнадзора по РБ в минувшем году. В ведомство обратились 4 тыс. 156 человек — в полтора раза больше, чем в 2010-м. Как и прежде, лидирует торговля — 62,5% обращений, за ней следует предоставление услуг ЖКХ — 9,4% и финансовых услуг — 7%.
Как сообщил руководитель управления Евгений Степанов, специалисты провели 2 тыс. 140 проверок, 346 административных расследований и выявили 6 тыс. 521 нарушение — на 40% больше, чем в 2010 году. Штрафы были вынесены на 9,1 млн. рублей.
Залезть в долги легко…
С нарушениями в торговле специалисты управления бороться уже привыкли. А вот финансовая сфера пока не очень-то обжита. Тем не менее, она все больше обращает на себя внимание: количество заявлений на нарушения прав выросло здесь на 90%. В абсолютных цифрах это 292 жалобы. После проверки финансовых учреждений, занимающихся кредитованием, а в ряде случаев — административных расследований наложены штрафы на 280 тыс. рублей.
Причина такого положения, как считают в Роспотребнадзоре — в недостатке финансовой грамотности у значительной части населения. Люди зачастую принимают неправильные решения при распоряжении своими средствами и идут на неосознанный финансовый риск. Этим умело пользуются отдельные кредитные организации.
Оно и понятно: хочется по-современному обустроить свой быт, а денег для этого нет. К роковому шагу людей подталкивают и агрессивная маркетинговая политика производителей и продавцов, навязчивая реклама, опасная доступность кредитов. Дело кончается тем, что человек залезает в долги. И только потом, опомнившись, начинает жаловаться на банки.
У большинства пострадавших — одни и те же проблемы. Либо человек задолжал в связи с просрочкой платежей, либо не в состоянии выплатить не снижающуюся сумму долга при оплате по кредитной карте. Виноваты в такой ситуации не только заемщики, но и кредитные организации, нарушающие нормы законодательства. Так, зачастую клиентам навязывают дополнительные возмездные услуги, берут с них единовременные и ежемесячные комиссии, не предоставляют необходимую информацию.
Вот несколько примеров. При заключении кредитного договора с одним из банков гражданину не была предоставлена необходимая и достоверная информация. По результатам расследования кредитная организация оштрафована на 10 тыс. рублей. Арбитражный суд Москвы и Арбитражный апелляционный суд, куда он обратился, оставили постановление в силе.
Тот же банк, заключая кредитный договор с другим гражданином, включил в него условия, ущемляющие права потребителя. Речь шла о возможности одностороннего изменения банком условий договора, безакцептном списании средств со счетов заемщика без его согласия, требовании досрочного возврата кредита в случаях, не предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Кредитное учреждение привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 15 тыс. рублей. В данный момент идет разбирательство в Арбитражном суде.
Зачем тогда счётчик?
Другая, весьма проблемная сфера — ЖКХ. В 2011 году в управление поступило 390 обращений граждан о нарушении их прав в этой области. По результатам 159 проверок и 34 административных расследований вынесены постановления об административных правонарушениях на сумму более 2 млн. рублей.
Наиболее актуальны здесь невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по содержанию домов, отсутствие информации по оказываемым услугам, несоблюдение порядка начисления и оплаты за них, некачественное их оказание.
Одно из самых распространенных нарушений — начисление платы за тепло по нормативам при наличии в доме теплосчетчиков. Другая нашумевшая история связана с платой за электроэнергию на общедомовые нужды: УЖХ районов Уфы начисляли ее по не утвержденному в установленном порядке нормативу. Виновные оштрафованы на сумму 600 тыс. рублей. Арбитражный суд оставил постановления в силе.
Вместо отдыха — мучения
Недобросовестное ведение бизнеса в туристской сфере в последнее время приобретает все большие масштабы. Проявляется оно в основном в целенаправленном введении граждан в заблуждение по поводу ответственности туроператоров.
В 2011 году на действия турфирм пожаловались 72 человека, что в 2,7 раза больше, чем в 2010-м. Штрафы на нарушителей составили 72 тыс. рублей.
Суд как последняя инстанция
К слову сказать, нарушители теперь тоже не лыком шиты и зачастую используют все способы, чтобы не отдать клиенту положенное по закону. Об этом говорит тот факт, что количество заключений по делам о защите прав потребителей, направленных в суды, увеличилось в полтора раза. В пользу потребителей присуждено 1,4 млн. рублей и 65 тыс. рублей компенсации за моральный вред. Наибольшую долю в этой сумме занимают средства, присужденные в пользу потребителей-заемщиков — 811,5 тыс. рублей, следом идут сфера торговли непродовольственными товарами — 294,2 тыс. рублей, предоставление туристских услуг — 230 тыс. рублей.